Не так давно мне встретилась февральская статья издания Colin's Beauty Pages, где компания The Ordinary называется "первой генерической компанией среди косметических брендов". Вокруг этой статьи и ее перепечаток возникло бурное обсуждение, по итогам которого бомбануло я поняла, что пришло время написать о личном и близком моему сердцу.
Что же такое генерики?
Генерическим называется:
а) по классификации FDA, применимо в США - лекарственное средство, эквивалентное оригинальному препарату по дозировке, способу применения, качеству, эффективности и показаниям к применению. Также генериком может называться любое лекарственное средство, продаваемое под химическим названием без дополнительной рекламы или химическим названием + название фирмы-производителя.
б) по классификации ЕМА (European Medical Agency), применимо в ЕС - генерический препарат - это препарат, сделанный идентичным уже зарегистрированному ранее другому лекарственному средству (референту). Его одобрение основывается на эффективности и безопасности препарата-референта, доказанных в клинических исследованиях, проведенных при регистрации препарата-референта. Генерическая компания может вывести свой препарат только по истечению 10-летнего (8+2 года)* периода эксклюзивности, который получает каждая компания, выведшая на рынок совсем новый новый препарат. Еще несколько (до 2-х) лет монополии можно получить, если новый препарат предназначен для детей и проводились педиатрические исследования.
Как следует из определения, генерики это не подделки лекарств. Генерики это не патентованные лекарственные средства с истекшим сроком патентной защиты. Не бывает генериков парацетамола (действующее вещество), но есть генерики Тайленола (бренд парацетамола). И нет, не бывает генерической косметики, это оксюморон, так как для регистрации косметики не требуется никаких доказательств ее эффективности и естественно было бы абсурдом, чтобы какому-то одному производителю давали монополию на производства крема сроком на 10 лет.
Патенты
При трактовке "периода эксклюзивности", который получает компания, создавшая новый препарат и выдержавшая экспертизу его эффективности, зачастую идет смешение понятий: патентной защиты и защиты эксклюзивности. Патентная защита дается в результате регистрации патента и может быть оспорена в суде. Если компания-генерик докажет, что патент выдан необоснованно, не содержал эксклюзивных инновационных данных, то компания-оригинатор будет лишена своего эксклюзивного статуса на рынке. Во что это может в финале вылиться, хорошо видно на примере IT-компаний, которые то судятся за скругленные углы телефона, то за "синюю ссылку в поиске".
Чтобы оградить инновационные компании от подобных "патентных троллей", регуляторы сами выдают производителю-оригинатору "защиту эксклюзивности" и ограничивают прием заявок на регистрацию лекарств от генерических компаний в течение *10 лет, 8 из которых также запрещено использовать любые данные клинических и доклинических исследований компании-оригинатора.
Патенты же начинают работать в полную силу после истечения монополии и запатентованным может оказаться все: от формулировки показания до способа стерилизации готового продукта. Чтобы обойти эти патенты компании-генерики должны выдумывать свой препарат с другими солями, строением таблетки, способом технического производства, которые при этом не нарушат главного условия, при котором генерик может быть зарегистрирован - биологической эквивалентности.
Биоэквивалентность
Генерические компании освобождены от проведения клинических исследований, однако обязаны доказать, что их продукт не отличается от препарата-оригинала на уровне действия на организм. Для этого компания-генерик должна провести сравнительный анализ показателей своей таблетки против таблетки референтного продукта. Исследование проводится на здоровых добровольцах, кто что принимает засекречено. Препарат-генерик с небольшими допусками должен показать такую же динамику и концентрацию активного вещества, как препарат-оригинал.
С исследованиями биоэквивалентности связано 2 крупных скандала, которые сильно подорвали доверие врачей и пациентов генерическим препаратам. Первая серия громких разоблачений произошла в конце 80-х годов, тогда компании-генерики поймали за руку на фальсификации исследований таблетка vs. таблетка. Вместо того, чтобы поставить свой препарат против оригинатора, выставлялась таблетка оригинатора против такой же таблетки оригинатора. В результате были пересмотрены руководства по проведению исследований и было узаконено требование проведения исследований в независимых организациях.
Второй скандал произошел совершенно недавно, в 2015 году. В результате внутреннего конфликта один из сотрудников индийской исследовательской компании отправил регуляторам данные о массированных фальсификациях внутри исследовательского блока. После этого проверке подверглись многие индийские центры и по результатам проверки были отозваны разрешения на регистрацию нескольких сотен препаратов, зарегистрированных на рынках ЕС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий