понедельник, 16 октября 2017 г.

Информационная безопасность: гипоаллергенный — это какой?

Говоря о маркировке косметики с точки зрения безопасности потребителя, нельзя не упомянуть одно из самых сбивающий с толку, противоречивых и бесполезных утверждений — знак "гипоаллергенно". Об истории лейбла, о том, как с его регуляцией боролись известные компании, в также о том, почему он совершенно себя дискредитировал, в дальнейшем посте.

Итак, термин  "гипоаллергенный" применительно к косметике стал использоваться в США с 1950-х годов в маркетинговых материалах. Целью таких заявлений стало создание образа косметики, которая вызывает аллергию реже, чем косметика других производителей. В качестве обоснования гипоаллергенности применялись солидно звучащие наукообразные утверждения: "отсутствие отдушек", "натуральная косметика",  "протестировано дерматологически", "прошло клинические испытания", "безопасно для чувствительной кожи". 

Чтобы эти утверждения имели под собой реальную базу, в 1974 году FDA составила, а в 1975 г. выпустила свои критерии, соответствие которым было обязательно для всех продуктов, на которых будет стоять утверждение "гипоаллергенно". Руководство получилось достаточно строгим, от производителей потребовали проведения тестов на чувствительность с дальнейшим анализом и сравнительной статистикой против препаратов, на которых не стоит такая пометка.  

2 косметические компании Almay и (сюрприз) Clinique  подали в суд на регулятора с требованием признать FDA неправомочной выпускать такие требования и апелляционный суд округа Колумбия признал требования неправомерными. 


Как сообщалось в вердикте: "определение термина "гипоаллергенный", которое дает FDA, было не обосновано. Агентство не смогло убедительно показать, что потребитель понимает термин "гипоаллергенный" в том смысле, в каком это описано в критериях". 

С той поры и до сейчас в США нет единых требований к такой пометке – каждая компания может разместить ее на свое усмотрение и со своей трактовкой понятия. FDA не имеет права требовать от производителя документов, подтверждающих достоверность более  низкой частоты реакций на данный конкретный продукт.

Что касается Европейского союза, то как и на все в этом мире, у ЕС есть директива. Директива  Regulation EU No 655/2013  регулирует допустимые заявления производителя на маркировке. Кроме прочих, там есть лейбл "гипоаллергенно", условия размещения которого описаны размыто, как "соответствующие правде". Более четких критериев, какие исследования должны быть предоставлены производителем, чтобы показать, что заявленная гипоаллергенность действительно имеет место в реальности, какие критерии должны быть соблюдены, не описано. 


Последний анализ рынка, проведенный в 2016 году странами-участницами, показал, что в подавляющем большинстве случаев производитель злоупотребляет маркировкой:  каждый трактует понятие гипоаллергенности по-своему, что именно стоит за понятием не ясно ни потребителям, ни регуляторам, а в документации, предоставленной для анализа, зачастую нет никаких подтверждений или обоснований для размещения пометки. Также было отмечено, что на рынке присутствуют продукты (к примеру, красители), которые содержат известные сильные аллергены, но при это помечены знаком "гипоаллергенно". Чтобы ликвидировать подобную размытость правил, на последнем заседании рабочей комиссии было решено выпустить приложение IV к директиве  EU No 655/2013, и в нем четко прописать критерии понятия "гипоаллергенно". Планируемый срок одобрения аннекса IV был назначен на конец 2016 года, однако пока что я не встретила уже утвержденных текстов приложений, только предположения, что там должно быть конкретизировано, и черновые варианты аннекса. 
     
И, как всегда в подобных случаях, спешу напомнить: когда не ясно, о чем речь — речь о деньгах. Несмотря на всю неоднозначную предысторию и неконкретность понятия, лейбл "гипоаллергенно" имеет очень высокую маркетинговую стоимость. Так, по опросам врачей-дерматологов, 86% респондентов считают эту пометку достойной доверия и рекомендаций пациентам с атопией и аллергией на консерванты и красители. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий