воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Санскрины часть 1. Маркировка санскринов.

Тема защиты от солнца актуальна всегда и везде. Читая посты о солнцезащитных средствах, я вижу, что тема актуальна, к сожалению мало изучена и обросла массой заблуждений, мифов и легенд. Для ликвидации этого пробела написала небольшой цикл постов, в которых кратко рассказала о санскринах. Это первая часть цикла, речь в ней пойдет о базовых понятиях и маркировке санскринов. 

Примечание: Все факты, изложенные ниже, не являются моим личным мнением, а изложены в соответствующих руководствах и официальных рекомендациях профильных комитетов. В конце статьи я приведу список рекомендованной литературы, из которой я почерпнула те или иные факты.



Кто отвечает за маркировку санскринов?

Несмотря на то, что санскрины принято относить к косметическим средствам, за регуляцию их маркировки отвечают в том числе медицинские агентства (FDA, EMA, Therapeutic Goods Administration в Австралии). Огромный вклад в изучение и правильную маркировку вкладывает International Agency for Research on Cancer при ВОЗ. В США санскрины официально относят к категории безрецептурных лекарственных препаратов, последнее слово остается за FDA, в Европе — к косметике, поэтому главным регулятором является Scientific Committee on Consumer Safety. Последние обновления руководств были проведены около 2011-2013 годов. Если не считать мелочей и отдельных локальных традиций, то требования к санскринам (правила тестирования, названия, разрешенные заявления, неразрешенные надписи, приблизительно совпадают). (Прим. ЕАС перенял в качестве регламента соответствующую директиву ЕС практически дословно). 

Санскрин или санблок?

Я часто вижу, что понятия санскрина и санблока даже в тематических изданиях путаются. Мое личное мнение — смысловая ошибка закралась в момент перевода с английского. Само слово screen имеет несколько значений, одно из которых “экран”, другое — “сито”, “фильтр”. Видимо, при первом контакте с понятием, слово “экран” в отношении светового излучения тут же проассоциировалось с принципами защиты от радиации (время, расстояние, экран вот сейчас мы и проверим, у кого была пятерка по ГО) и эта ассоциация в дальнейшем сыграла с понятием злую роль. Поэтому, “санскрин” — это не экран, “отражающий” лучи, а средство, которое фильтрует свет и отсеивает вредные частоты, связывая их химически и трансформируя в тепло. “Санблоком” обычно называют плотное непрозрачное средство на масляной основе, которое эффективно блокирует оба спектра солнечного излучения. В основе такого средства лежат минеральные (физические) фильтры, не деградирующие под влиянием солнца, а отражающие его (во всяком случае, это мнение широко бытовало до 2015 года, о новых исследованиях, изменивших представления о механизмах работы физических фильтров, я напишу позже). 
Несмотря на то, что понятие “санблок” прижилось в обиходе (как англо-, так и иноязычном), регулирующие органы официально запрещают называть средство от загара словом “санблок”, так как само понятие “блокировка солнца” — неверно описывает процесс, сбивает с толку потребителя, приводит к ложному ощущению защищенности и может привести к переоценке эффективности применяемых средств и, как следствие, более рискованному поведению. Поэтому в просторечии в ходу оба названия, а официально (в ЕС и США с 2006-2013 года, в Корее, смотрю, частично начали подтягиваться в течение последних 1-2 лет) — только санскрин.

Водостойкий или водоустойчивый? (Waterproof vs Water resistant)
В постах я иногда встречаю информацию, что крем с санскрином водостойкий, поэтому его можно не обновлять даже после купания. Это заблуждение и заблуждение довольно опасное. По той же причине, что и многие другие заявления производителя, приводящие к заблуждению пользователя, метки “waterproof” (водостойкий) “sweatproof” (потостойкий) наносить запрещено, так как водостойких/потостойких санскринов в природе не существует. Вместо этого на санскрин может быть нанесена метка “водоустойчивый” с обязательной детализацией, сколько именно выдерживает санскрин в очень жарком климате при обильном потении и непосредственно в воде. Разница в понятиях заключается в том, что водоустойчивый санскрин нуждается в немедленном обновлении сразу после выхода из воды, после упражнений и после вытирания полотенцем. Стандартные промежутки времени водоустойчивости — 40 и 80 минут, в случае, если санскрин способен продержаться в воде 40 минут, он маркируется “water resistant”, если 80 — допускается маркировка “very water resistant”.

Что еще можно/нельзя указывать на маркировке санскрина?
в ЕС и США правила несколько разнятся, в ЕС они строже:
— В США запрещено маркировать санскрины заявлениями “немедленная защита”, “полная защита” и «защита в течение более 2 часов” без получения отдельного разрешения на каждую фразу
— заявления “водоустойчивый”/интервал водоустойчивости должны быть подтверждены документально исследованиями
— в ЕС с 2008 обязательно отдельно маркировать наличие наночастиц в средстве (касается минеральных фильтров)
— В США обязательно маркировать санскрин как лекарственное средство, т.е. нужно выносить отдельным пунктом активные вещества (непосредственно сами фильтры) с указанием % содержания каждого (т.н. Drug Facts) и давать полный список эксципиентов

— В США санскрин может быть маркирован заявлением, что он защищает от развития рака кожи, если он имеет SPF от 15 и выше и предоставляет защиту от широкого спектра (т.е. UVA+UVB) и оба утверждения доказаны стандартными тестами. 
— Если санскрин имеет SPF ниже 15 или нет защиты от UVA, на пачке должно быть отмечено, что “Время, проведенное под солнцем повышает риск рака кожи и преждевременного старения. Этот продукт предупреждает только солнечные ожоги, но не рак кожи или старение”.
— Нельзя заявлять о “полной” или “надежной” защите младенцев и маленьких детей.

Что значат аббревиатуры на упаковке? 

Что значит SPF?

SPF — Sun Protection Factor, был впервые предложен в 1974 году. В 2013 году FDA предложила изменить расшифровку аббревиатуры на более корректную Sunburn Protection Factor, так как SPF касается только защиты от спектра, вызывающего солнечные ожоги, а не солнца вообще. 
SPF означает долю солнечного излучения, которое достигнет кожи. Так, „SPF 15» означает, что при равномерном нанесении в рекомендованной дозе, кожи достигнет 1/15 часть UVB лучей. SPF позволяет оценить эффективность санскрина от солнечных ожогов, “перемножив SPF-фактор на время, за которое пользователь получает солнечный ожог без использования защиты”. Важно помнить, что независимо от величины SPF санскрин следует обновлять каждые 2 часа (кроме условий, описанных выше). 

Какая величина SPF может быть указана?
В исследованиях реального применения санскринов было показано, что слишком высокий фактор защиты создает у пользователя необоснованное ощущение защищенности и провоцирует ошибки, связанные с применением санскрина (например, длительные перерывы в нанесении, игнорирование защитной одежды, игнорирование рекомендаций избегать инсоляции). Поэтому в 2006 году в ЕС было принято решение ограничить производителей показателем SPF 30, как максимально возможным. 

Спустя некоторое время это решение было пересмотрено в пользу максимального SPF 50+ (который в тестах обязан соответствовать минимум SPF 60). Минимальный разрешенный SPF — 6, в некоторых странах 4. К решению ограничить потолок возможного SPF присоединились большинство стран мира и даже корейцы, еще 3 года назад продававшие санблоки с защитой 120, спустились на землю (не все, но частично). Американская FDA дважды вводила в черновики требований ограничение SPF 50, однако по состоянию на конец 2016 года окончательного утверждения требования нет и формально производитель может указывать более высокие показатели. Поэтому, если вы а) встретите европейских производителей, которые продают санскрин с SPF 90, игнорируйте их, они врут и нарушают правила, призванные обеспечить вашу безопасность как потребителя ( и вообще, нарушители должны страдать), б) если кто-то будет вам рассказывать, что он-де купил санскрин с SPF 50+, а потом санскрин с SPF 90 и узрел свиток дракона разница просто неописуема, см пункт первый, плацебо эффект это безусловно хорошо, но плохо воспроизводится в реальной жизни в) относитесь к цифрам выше 50 критически, нет никаких научных данных, которые подтверждали бы большую эффективность санскринов с SPF 70 по сравнению с SPF 50, а химическая нагрузка таких препаратов выше, кроме того, основная причина ввода ограничений на показатель SPF — это нереалистичные ожидания от защиты.

Что значит PA?

Азиатские разработчики использовали другой метод оценки эффективности защиты от воздействия солнца c 1996 года. В отличие от западных коллег, японские специалисты оценивали стойкое потемнение пигмента кожи (PPD), а не покраснение (эритему). Т.е. их метод оценки основан на физиологических эффектах UVA-спектра. PA расшифровывается как Protection Grade of UVA (степень защиты от UVA) и основывается на реакции стойкого потемнения/пигментации кожи под действием солнечного света (PPD). Согласно классификации Японской косметической ассоциации, PA+ соответствует индексу 2-4, PA++ 4-8, а PA+++ — более 8. В 2013 система была пересмотрена, был добавлен еще один фактор PA++++, равный 16 и более.

Как и SPF, PA показывает долю излучения, которая проникает в кожу. В теории, при правильном нанесении, индекс 2 позволяет коже не загореть при экспозиции на солнце в 2 раза дольшей, чем без защиты. Кроме японцев система оценки полюбилась компании L`Oreal (бренды La Roche Posay, Vichy, Decleor, Kiehl`s), многие ее средства маркированы 2-мя системами. Помимо азиатских стран маркировка по системе РА как возможно альтернативная принята также в США, Австралии, Великобритании и Германии. Она не заменяет традиционной маркировки и является необязательной. 

PPD — метод оценки стойкого потемнения пигмента, на котором основана маркировка PA. 
Перевод величин в таблице ниже, кто говорит, что цифры против PA — это часы, не слушайте, это тоже часть спектра



Тест проводится на добровольцах. Не рекомендован в ЕС как основной тест, так как является неэтичным, предпочтительно заменить его лабораторными тестами, дающими эквивалентные показатели (например, COLIPA). Не указывается на маркировке, так как легко вычисляется пользователем самостоятельно как 1/3 от указанного SPF для продуктов, маркированных знаком UVA-seal.

Какие еще системы маркировки могут применяться?

Звезды


Британская компания Boots маркирует свои продукты звездами начиная с 1992 года. Звезды показывают степени защиты пользователя от UVA излучения. Изначально, рейтинг был от 1 до 5 звезд, после ввода требований пропорциональной защиты от 2 спектров в ЕС, Boots пересмотрел рейтинг и отказался от 1 и 2 звезд, оставив предел 3-5. Рейтинг показывает соотношение доли UVA-лучей, которые проникнут в кожу, по отношению к UVB лучам. О чем говорят эти звезды, подробно расшифровывается только в клиническом отчете, который перегружен информацией, ничего не говорящей конечному пользователю, поэтому для выбора соответствующего санскрина следует воспользоваться калькулятором на сайте, который предлагает санскрин на основании типа кожи и местности, где собственно все будет происходить. Вне Великобритании система не прижилась, в 2007 году ее предложили для адаптации в США, однако асессоры отказали от этой идеи, так как система непрозрачна, очень запутана, продукт с низким SPF, но 5 звездами, предлагает меньше защиты от UVA, чем продукт с высоким SPF и малым количеством звезд. 

Текстовое обозначение 
Некоторые санскрины маркированы текстовыми градациями защиты: ‘low’ (соответствует SPF 6-10), ‘medium’ (SPF 15, 20 & 25), ‘high’ (SPF 30 & 50) и ‘very high’ (SPF 50+).

IR, Visible light 
В последние несколько лет все чаще говорят о том, что кроме защиты от UVA/UVB лучей следует защищать кожу и от остальных частей спектра — инфракрасного излучения (IR, IR-A) и видимого спектра. Поэтому некоторые производители начали маркировать свои продукты соответствующими знаками. Единых требований к этой маркировке нет.




Если на санскрине не стоит пометки РА, защищает ли он от лучей типа А?
Одним из самых широко распространенных заблуждений является то, что отсутствие маркировки по японской системе означает отсутствие защиты от лучей типа А. Справедливости ради, до начала 2000-х годов это мнение действительно имело основание. Начиная с 2006-2011 это перестало быть правдой, так как регуляторы пересмотрели требования к составу и действию санскринов на основании новых данных о канцерогенности излучения UVA. Единого требования к равномерной защите нет, в США и ЕС разные требования.
Так, в США добавка к названию санскрина фразы “broadspectrum” означает, что средство должно обеспечивать пропорциональную защиту как от UVA, так и от UVB в течение указанного времени. 
В ЕС достаточной минимальной защитой считается пропорция ⅓, то есть, санскрин обязан давать защиту от UVA не ниже, чем ⅓ от указанной защиты от UVB (фактора SPF) при измерении по методу PPD или, предпочтительней, UVA-PF по эквивалентному лабораторному методу. Средства, соответствующие этому требованию, маркируются отдельным знаком “UVA-seal”. 


Следовательно, санскрин SVR с защитой SPF 50 при правильном нанесении пропускает 1/50 UVB лучей и примерно 1/17 UVA лучей. (SPF 50, PPD 17, PA++++)





А санскрин CeraVe с защитой SPF 50 при правильном нанесении пропускает 1/50 UVB и 1/50 UVA лучей (SPF 50, PPD 50, PA++++).



Правда ли, что неиспользованный в течение одного сезона санскрин теряет свои свойства в течение года и если до конца лета вы не использовали средство, его следует выбросить и следующим летом купить новый?



Я очень часто встречала эту рекомендацию на просторах Рунета и не нашла ей подтверждения. Стабильность санскрина — очень важный показатель, потому что со временем фильтры имеют свойство терять свои способности связывать фотоны. Поэтому санскрин — это одно из косметических средств, в отношении которого важно соблюдать сроки хранения и период после открытия. 
В случае, если при тестировании санскрин показал стабильность в течение менее 30 месяцев, его срок годности и период после открытия должны быть маркированы на упаковке, следует использовать санскрин до первой прошедшей даты. В случае, если при тестировании была выявлена стабильность более 30 месяцев, срок годности может быть не указан. В таком случае, рекомендуется использовать санскрин за 3 года с даты покупки (если не указан другой срок использования после открытия, ЕС рекомендует маркировать все продукты независимо от их срока стабильности такими значками).

Список источников
www.fda.gov/AboutFDA/CentersOffices/OfficeofMedicalProductsandTobacco/CDER/ucm106351.htm
ec.europa.eu/growth/sectors/cosmetics/products/sunscreen_en
www.skincancer.org/publications/sun-and-skin-news/summer-2011-28-2/New-FDA-Rules
europa.eu/rapid/press-release_IP-05-279_en.htm?locale=en
www.scientificamerican.com/article/how-does-sunscreen-protec/

Комментариев нет:

Отправить комментарий